Во вторник президент России Дмитрий Медведев приехал в Московский энергетический институт (МЭИ) на встречу со студентами и преподавателями технических вузов. В прошлом году МЭИ присвоили статус национального исследовательского института. Здесь готовят специалистов и проводят научные исследования в области энергетики, электротехники, радиоэлектроники и компьютерной техники.
В марте-апреле Медведев проводил встречи и совещания, посвященные вопросам инженерного образования и повышения престижа технических специальностей. Первая из таких встреч состоялась 11 марта в Саяногорске, где президент обсудил проблемы с инженерами Саяно-Шушенской ГЭС и завода «РУСАЛ». Позднее президент встречался с сотрудниками завода «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах, а итог всех этих встреч, которые выльются в поручения правительству, будет подведен в среду на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске.
«Приходится отбивать студентов»
«Давайте зададим высокую планку. С техническими вопросами готов разобраться я», –наставлял гудящую аудиторию, собравшуюся в лекционном зале МЭИ на встречу с главой государства, министр образования Андрей Фурсенко.
Студенты призыву министра, впрочем, не вняли, подняв позднее в разговоре уже с самим Медведевым самый широкий круг вопросов. Например, главе государства пожаловались на то, что выпускников техникумов, желающих продолжить обучение в вузе, забирают в армию. Президент счел такой подход действительно нерациональным. «Если студент такого техникума впоследствии поступает в университет, вот такое образование прерывать действительно было бы неправильным», – отреагировал президент, при этом добавив, что для вооруженных сил «всякие отсрочки – довольно большая проблема».
«Мне и так периодически приходится отбивать студентов от предложений вообще все отсрочки «снести» и эту тему закрыть», – пояснил Медведев.
По мнению главы государства, человек должен служить либо до поступления в вуз, либо после его окончания. И процесс образования «рвать плохо». «Конечно, загнать людей после службы в вооруженных силах учиться труднее, но это тоже нормальная вещь. Я, например, учился с большим количеством ребят, которые отслужили в армии», – сказал Медведев, добавив, что в целом это вопрос создания мотивации.
Студенты также жаловались на качество общежитий, в которых, живя по три-четыре человека в комнате, «заниматься наукой невозможно». Эта тема, как выяснилось, была близка главе государства, в студенческие годы, впрочем, жившего с родителями. «Мы хорошо там отдыхали, но я всегда думал: как же они там учатся?» –вспомнил президент под одобрительный смех студентов времена своей молодости.
Вместе с тем, признал он, развитие общежитий должно стать приоритетом именно вузов.
«Можно по всей стране запустить эту тему»
Присутствовавшие на встрече аспиранты тут же продолжили эту тему, предложив главе государства развивать в стране систему создания поселений для молодых ученых при вузах – кампусов. Президенту идея понравилась, однако, напомнил он, решать эти вопросы должны власти на местах. «Можете выйти с такой инициативой, чтобы губернаторы рассмотрели вопрос о создании компактных мест проживания для молодых ученых. Можно создать специальную программу, можно было бы по всей стране запустить эту тему», – сказал Медведев.
При этом он отметил, что необходимо установить и ряд ограничений, «чтобы не получилось так, что эту землю будем раздавать, а молодые преподаватели ее будут продавать».
Самим молодым инженерам в решении своих жилищных проблем, однако, придется рассчитывать на работодателей. Вспоминая свои поездки по предприятиям, глава государства отметил, что «нормальные» производители реализуют на своих заводах такие программы по поддержке молодежи. Государство же пока помогло начинающим научным работникам РАН, которым выделяется жилье.
Последняя реплика главы государства вызвала живой интерес у присутствовавших в зале представителей Академии наук. «А где в РАН реализуется эта программа?» – выкрикнул кто-то из зала.
«У вас, в РАН. Во всяком случае, как мне докладывают, эта программа работает. Тряхните ваших начальников», – в ответ посоветовал глава государства.
«Как я вам завидую»
У руководителей малых инновационных предприятий, работающих на базе вузов, оказались совсем иные проблемы. «Нужно обязать корпорации делать нам заказы», – предложил руководитель одного из таких предприятий из Саратовского технического университета.
«Вы мне дайте еще списочек этих компаний и свой юридический адрес», – пошутил в ответ Медведев и, став вновь серьезным, пообещал продумать систему поддержки малых инновационных предприятий.
«Я подумаю об этом... может быть, действительно, можно было бы в этом плане что-то улучшить», – пообещал Медведев, подчеркнув, что те решения, которые предлагают малые фирмы при университетах, должны быть конкурентоспособными.
«Просто чтобы мы не создавали ситуацию, когда за счет льгот мы будем поощрять иждивенчество со стороны таких малых предприятий, потому что они не будут ничего особенного делать, понимая, что у них есть гарантированный сбыт», – предупредил он.
Что касается программы субсидирования малых молодежных предприятий, то ее, указал президент, необходимо проводить на региональном уровне. Так он отреагировал на жалобу представителя одного из московских институтов, рассказавшего, что «новый мэр заморозил такую программу». «Скажу Собянину, пусть они вернутся к этому», – пообещал он.
При этом Медведев поддержал предложение выделить часть средств национального исследовательского университета на базе МЭИ на организацию стажировок для студентов и аспирантов за рубежом. «Андрей Александрович (Фурсенко, министр образования – прим.ВЗГЛЯД), это поручение вам», – обратился президент к министру. «Сомнений нет – нужно обязательно к ним ездить, – заявил он. –Никакой виртуальный контакт не заменит живое общение, нужно все самому пощупать».
Тем более что такая практика, рассказал тут же один из студентов Московского авиационного института, позволяет понять, что уровень образования в России не так уж плох. «Я прошлым летом решил поехать в Кембридж», – начал было свое повествование студент и тут же был перебит президентом.
«Как я вам завидую, у меня такой мысли даже не было», – признал со смехом Медведев, согласившись, что российская инженерная школа котируется в мире.
Однако, в отличие от западных вузов, наши институты и университеты не умеют себя пропагандировать. «Надо, чтобы вопросам публикации, цитирования, защиты и наших разработок и просто авторских прав на те или иные научные работы уделялось повышенное внимание. Только в этом случае будут расти рейтинги наших университетов», – уверен Медведев.
Он отметил, что нередко в мировых рейтингах лучшие российские вузы занимают далеко не самые первые места, а порой даже не входят в сотню. «Это вопрос еще и пропаганды, пиара, собственной раскрутки. Надо уметь себя предъявлять и пропагандировать, и тогда все будет нормально», – заявил глава государства.
Притча во языцех
Продолжая тему качества образования, Медведев напомнил аудитории о том, что вузы должны в первую очередь ориентироваться на запросы работодателей.
По его словам, потенциальные работодатели, с которыми он встретился в ходе посещения завода «Метровагонмаш», имеют вполне конкретные требования к будущим специалистам. «У них есть понимание того, каких выпускников они хотели бы видеть. Вот это, на мой взгляд, абсолютно необходимая вещь», –сказал Медведев, напомнив, что часто для выпускников работа на производстве начинается с того, что «им говорят: забудьте все, что вы слышали в университете, сейчас мы вас научим жизни».
«Гораздо лучше было бы, если бы вы уже производственную практику проходили на том предприятии, на котором будете работать, или хотя бы по той специальности, по которой вы будете работать», – отметил президент.
В то же время он признал, что в данный момент в России готовится слишком много специалистов, не востребованных на рынке труда.
«Это уже стало притчей во языцех. Завтра же дам поручение провести ревизию специальностей. Как часто ее надо проводить?» – обратился президент к Фурсенко.
Министр образования, пожав плечами, признал: «Постоянно».
Другое предложение – освободить молодых инженеров от уплаты социальных выплат и подоходного налога – глава государства не поддержал. «Такой практики, ее вообще нигде нет», – пояснил Медведев, напомнив, что «тринадцать процентов, вообще-то, это одна из самых низких ставок в мире». «Может быть, можем найти еще три-пять стран, где ставка – 12–13%. То есть она у нас, во-первых, не большая, а, во-вторых, вы, наверное, знаете, она у нас плоская – сколько ни заработаешь, все равно платишь вот эти самые проценты», –подчеркнул он.
«Мы вполне можем создавать свои автомобили»
Отвечая на вопрос одной из студенток, рассказавшей, что она с сокурсниками своими силами создает гибридные автомобили, глава государства, помимо всего прочего, поделился своими мыслями о перспективах отечественного автопрома.
«Я сейчас намного больший оптимист, чем был лет 10 назад. Десять лет назад мне казалось, что нам вообще не имеет смысла этим заниматься, потому что все настолько вперед ушли, что надо просто затаскивать к себе сборочные производства, чтобы любой нормальный гражданин имел возможность купить недорогой экономичный автомобиль хорошего качества, – сказал президент. – Сейчас у меня другая точка зрения. Я считаю, что мы вполне можем создавать свои автомобили, которые будут конкурентоспособны».
Также он надеется, что чиновники будут использовать социальные сети для общения с людьми, невзирая на то, что в Интернете можно встретить нелицеприятные оценки их работы.
«Мне кажется, что любой руководитель должен привыкнуть к тому, что он может получить, что называется, прямо через социальную сеть информацию о самых разных событиях, иногда весьма и весьма грустных, или просто получить очень нелицеприятную оценку – ничего в этом особенного нет», – заявил Медведев.
Так глава государства отреагировал на реплику студентки, которая порадовалась возможности общения с президентом в «Твиттере» и с некоторыми другими государственными служащими, например, с помощником президента Аркадием Дворковичем. «Я дальше буду так поступать и надеюсь, что так же будут себя вести и другие государственные служащие, а не только упомянутый вами Дворкович, потому что это вообще-то задача для всех губернаторов, для всех министров», – сказал президент.
При этом глава государства предполагает, что средства массовой информации, не получившие распространения в Интернете, в какой-то момент исчезнут. По его мнению, Интернет в целом и социальные сети – «это элемент общей человеческой культуры». «Они все равно будут развиваться и доминировать», – уверен президент.
«Главное – не упасть мордой в грязь»
Обсудив с президентом насущные вопросы, студенты перешли к личным темам и поинтересовались, какое образование – гуманитарное или техническое – Медведев посоветует своему сыну Илье. «Я вам отвечу совсем коротко: пусть сам решает. Могу только одно добавить: я не буду навязывать ему свою точку зрения. Это абсолютно точно», – ответил Медведев.
По словам президента, он не раз видел, «как родители кого-нибудь запихивают неважно куда – в гуманитарный вуз, в технический вуз». «Потом человек начинает страдать, либо вуз меняет, либо все бросает. Не надо учиться ради родителей. Надо учиться ради будущего», – подчеркнул Медведев.
Студенты также попросили главу государства рассказать историю времен своей институтской молодости. Президент серьезно задумался и, тяжело вздохнув, поведал своим слушателям, как он впервые сам принимал зачеты. «Я только попал в аспирантуру и старался выглядеть важным. Вы же представляете, когда тебя переполняет ощущение собственного величия, чувство, что ты очень крутой. С другой стороны, нельзя, как говорится, упасть перед студентами мордой в грязь, спросив что-то не то или поставив не ту оценку», – пояснил он.
Глава государства вспомнил, как он принимал один из первых своих зачетов. «Я пришел такой в костюме, с галстуком», – вспомнил он.
Среди других студентов зачет сдавала девушка, которая очень слабо знала предмет. По словам президента, он достаточно долго задавал ей наводящие вопросы. «В итоге она все-таки выплыла, и зачет я ей поставил. Она ушла, но потом вернулась, приоткрыла дверь и сказала: «Я тебя люблю». Сказала бы хоть «вы». Я не знал, куда мне провалиться, и понял, что мне еще многому предстоит учиться», – под бурные аплодисменты завершил свое выступление президент.